Диего Веласкес
Дорогие друзья, сегодня мы с вами будем рассматривать картину испанского живописца Диего Веласкеса (1599—1660), которая называется "Менины". Это одна из самых известных работ мастера, вошедшая как шедевр в историю мировой живописи.
Мы видим девочку, и без сомнения она - главная героиня этой картины, это легко понять благодаря ее расположению в центре композиции и невидимому нам источнику света - таким образом на это указывает сам художник. На картине изображена 5-летняя инфанта (испанская принцесса Маргарита) пришла в мастерскую художника в сопровождении своей свиты. Она захотела посмотреть, как создаётся портрет её родителей — королевской четы Филиппа IV и Марианны Австрийской.
Но где же тогда сами главные герои портрета? Ответ на этот вопрос и делает сюжет картины таким интригующим и абсолютно необычным для своего времени! Но давайте разберем это по порядку.
Во-первых, Веласкес пишет свой сюжет "наоборот" - а именно с точки зрения королевских особ. Их самих мы можем увидеть в зеркале, которое висит на стене напротив, за спиной инфанты Маргариты!
Во-вторых, художник позволил себе невиданную дерзость, поместив свой собственный автопортрет на одно полотно с монаршими особами. Ведь это сам Диего Веласкес стоит слева, вооружившись палитрой и кистью! Кстати, на палитре мы можем разглядеть как раз те краски, которыми и написана эта картина.
А кто же такие - менины? Это придворные фрейлины, и это тоже достаточно дерзкое решение, разместить рядом с принцессой и ее свиту, тем самым "уравняв" небожителей (а в то время король и наследники престола считались наместниками Бога) и простой люд - прислугу.
Еще одна очень необычная деталь - в правой части полотна мы видим слугу, который, судя по всему и открыл дверь в мастерскую, и это - как окно в окружающий мир. Свет в дверном проеме контрастирует с полумраком, который затаился в углах мастерской. Хотел ли художник, придворный живописец, этим показать, что мир за пределами дворца наполнен солнечным светом и такой притягательной свободой? Нам этого не узнать, но известно, что Веласкес пользовался благосклонностью Филиппа IV. Это подтверждает и то, что на груди художника - орден Сант-Яго, высшая награда в Испании в XVII веке. Орден он получил посмертно, но по приказу самого короля его дорисовали, как знак уважения к таланту художника.
#hsveta.ru #детямпроискусство #ммартистории #артпросвет #историипроискусство
Комментарии
Комментариев пока нет